Без героизма и самоотверженности тех, кто сражался за свободу нашей малой родины в годы Великой Отечественной войны, не было бы сегодняшней мирной и счастливой жизни. Поэтому – помним, скорбим и гордимся. И передаем эту память новым поколениям городокчан.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Старший научный сотрудник районного краеведческого музея Дмитрий Рыжанков напомнил, какие события происходили на нашей земле 81 год назад.
– Городокская операция началась 13 декабря 1943 года, в 9 утра, с артподготовки. В 11 часов в бой пошли стрелковые дивизии, которые наткнулись на шквальный огонь немцев, – рассказал он. – Из-за пасмурной погоды помощь войскам не могла оказать авиация. Пехоте удалось ворваться только в первую линию окопов. Наш артобстрел не нанес врагу большого урона.
В ходе боя стали продвигаться вперед воины 84-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Георгия Петерса, а также части 16-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Ефима Рыжикова. Во второй половине дня получилось частично овладеть второй линией траншей, а 84-я гвардейская стрелковая дивизия вышла к шоссе Невель – Городок. Задача дня не была выполнена.
Переломить ситуацию помогло подкрепление, в том числе танки. 15 декабря советские войска овладели деревнями Кайки, Раины, Репище и завязали бой за Сурмино. В тот же день захватчиков вытеснили из Лаптёвки. Немцы, боясь окружения, пытались атаковать, но были разбиты. Во второй половине дня 5-я гвардейская и 29-я стрелковая дивизии отбили у врага Езерище и железнодорожную станцию, а также деревни Рудня, Ароново, Слобода.
Дальнейшее наступление было стремительным. Уже 16 декабря генерал Иван Федюнькин, командир 16-го гвардейского стрелкового корпуса, доложил, что его войска вышли к станции Бычиха и соединились с 4-й ударной армией. Главную роль в завершении окружения вражеских дивизий сыграли 159-я танковая бригада 1-го танкового корпуса, полк Федора Семибратова и передовой отряд 1-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Николая Кропоткина. Прорвавшись на станцию Бычиха и соединившись с частями 5-го танкового корпуса 4-й ударной армии, они полностью замкнули кольцо окружения. К исходу 17 декабря силы противника были уничтожены во всей северо-западной части городокского выступа.
ЧЕТЫРЕ ЛИНИИ ОБОРОНЫ
Но сам Городок освободить было непросто. Сказывались понесенные потери (особенно в танках), усталость, нехватка боеприпасов, отдаленность от баз снабжения. Немцы значительно усилили свою группировку севернее населенного пункта, чтобы любой ценой остановить продвижение наших войск.
– Бои за Городок велись более пяти дней, – подчеркнул Дмитрий Рыжанков. – Вражеское командование отводило ему важное место в системе обороны на подступах к Витебску. Противник создал четыре линии обороны, три из них располагались одна за другой на подступах к городу, четвертая опоясывала окраины.
Немцы оказывали сильное сопротивление. Лишь к исходу 21 декабря советские войска прорвали первые два рубежа обороны, продвинувшись на 35 км.
– Наступление возобновилось 23 декабря, – продолжил Дмитрий Рыжанков. – В 11 часов началась артподготовка, а ровно в полдень наши части пошли в атаку. Противник встретил их мощным огнем, но остановить не смог. Советские воины прорвались к немецким траншеям, доходило до рукопашных схваток. К исходу дня враг выдохся, потихоньку начал отходить. Оборона была прорвана.
Командование понимало, что за ночь немцы подтянут силы, укрепятся, поэтому было принято решение идти на штурм в полночь при поддержке танков и артиллерии. Первым к окраине Городка с севера пробился батальон старшего лейтенанта Тернавского. Немцы его обнаружили и пытались атаковать слева, туда была переброшена резервная рота лейтенанта Юрко, и к рассвету советские бойцы вышли на окраину города. Вскоре к ним присоединились части с северо-запада. К полудню город был очищен от немцев.