Анастасия Алексеевна Киреенко — уроженка Оршанского района. Дружная большая семья, школа, хлопоты родителей по хозяйству, беззаботное детство — всё это осталось там, в далёком прошлом. Концлагерь, работа в Германии — то, что хочется забыть, но навсегда отложилось в памяти.
В начале войны ей исполнилось 12 лет. Отца и старшего брата Дмитрия забрали на фронт. Глава семьи попал в плен, бежал, запрыгнув в проходящий поезд, идущий в неизвестном направлении, и по счастливой случайности оказался дома. Старшая сестра Анастасии Матрона жила отдельно от семьи и осталась в родных краях. Средний брат Николай ушёл в партизаны, а младший Михаил учился в Ленинграде, поэтому вынужден был там остаться.
Однажды Настю с родителями немцы посадили на подводу, отвезли на железнодорожную станцию и отправили в Западную Германию, в концлагерь «Дюссельдорф-Лохаузен», филиал «Бухенвальда». В лагере их осмотрел врач и сделал неизвестного рода инъекцию. Затем заключённых заставили вымыться, постригли и распределили по баракам. Было страшно, все боялись надзирателей. Взрослых и детей водили работать в подвал — перебирать подгнившую брюкву, которой их и кормили. В лагере девочка переболела тифом.
В 43-м местные фермеры сделали запрос в концлагерь на рабочую силу и лично производили отбор кандидатов. Настя и её родители попали в разные семьи. «Хозяева» давали указания, исполнять которые нужно было качественно и в срок, иначе наказывали плёткой. Хозяйка Анастасии была женщиной не жестокой, но требовательной, она понимала, что перед ней — ребёнок. Ежедневную уборку в хлеву за шестью коровами нужно было выполнить безукоризненно, другую работу ей не доверяли. Трудиться приходилось много, ночевали в хозяйственной комнате. Кормили тем, что оставалось от хозяев. Настя с нетерпением ждала выходных, когда разрешали повидаться с родителями. «Какое было счастье! Как глоток свежего воздуха. Потом и неделя проходила легче. Мы с отцом всегда тайно носили продукты маме — её хозяйка была жадная, не кормила совсем», — вспоминает собеседница.
Так прошло два года, но Насте они казались вечностью. О Победе семья Чекурдаевых узнала здесь же, в посёлке. По улице прошли танки, а местные жители вывесили белые простыни-флаги.
Долгая дорога домой: сначала на грузовых машинах, затем на поезде. Из дома Насти фашисты сделали бункер, поэтому пришлось его отстраивать. Когда домой вернулись братья, стройка заладилась быстрее. Родители работали в колхозе, сеяли зерно. В 47-м Анастасия окончила курсы мотористов, работала на заводе по обработке торфа в 4-х км от дома. Вскоре она вышла замуж за местного парня, родила трёх дочерей и двух сыновей. Всегда поддерживала связь с братьями и сестрой, их детьми, которых жизнь разбросала по разным уголкам мира.
Последние несколько лет А.А. Киреенко живёт в Городке (после смерти мужа переехала к дочерям). Этот позитивный и жизнерадостный человек легко находит общий язык с людьми. У героини публикации девять внуков и десять правнуков, успехами которых она гордится. В свои годы она достаточно энергична, ловко хлопочет по дому, содержит его в чистоте и порядке. Словно и не было того времени, научившего понимать жизненные ценности, когда привычное становится важным, незаметное — значимым. Анастасия Алексеевна поняла, что жизнь — это дар, а близкие люди — самые дорогие, ради которых стоит жить.
Татьяна УЛЬДРИХ.