А вы знали, что сто лет назад ленинградские артисты были частыми гостями белорусского Городка и российского Невеля?

Актуальное

Вынужденные гастроли

Зачем служители Мельпомены совершали наезды в провинцию и почему лучшим городом они считали Городок, а худшим — Невель, узнал наш внештатный автор.

Весной 1925 года театральные подмостки Ленинграда потрясла весть о закрытии на ремонт нескольких крупных театров. Около 1000 квалифицированных артистов временно оказались безработными.

Посредническое бюро труда работников искусств (ПОСРЕДРАБИС) в срочном порядке начало создавать творческие драматические коллективы, которые на весь летний сезон отправлялись на гастроли по всем уголкам страны.

ДВА ЧЕРЕЗ ДВА

Властями российского Невеля и белорусского Городка были заключены договоры с ПОСРЕДРАБИСОМ. Согласно документам труппа из четырнадцати человек с 15 мая по 15 августа будет перемещаться из города в город железнодорожным транспортом: два дня работают в Невеле, два – в Городке, остальные три дня на неделе отводились на репетиции и отдых. Причем разорвать договор артисты не имели права, за исключением случаев, связанных с нарушениями трудового законодательства, и оговоренных положений соглашения, а при срыве спектакля либо отказе от него виновная сторона обязана была уплатить денежную компенсацию в размере трехдневного валового сбора из расчета 40 % посещаемости.

Например, общий отдел Невельского уездного исполкома обязывался за свой счет предоставлять помещение летнего амфитеатра им. К. Маркса с электрическим освещением, кассира, двух билетеров, машиниста сцены с помощником, костюмы, бутафорию, реквизит, декорации, мебель и на время действия договора не проводить в городе никаких других зрелищных и театральных постановок «профессионально-платного характера».

ОТ ИНЖЕНЮ ДО ЛЮБОВНИКА-ПРОСТАКА

За неделю до начала гастролей был утвержден список драматической труппы. В провинцию из Ленинграда отправлялись Полина Панина (имела амплуа — героиня), Екатерина Данилова, Наталья Лощенкова и Евгения Рязанцева (инженю, что значит – наивная невинная девушка), Ольга Лаврова (характерная), Сигизмунд Вербин (комик), Виталий Супруненко (любовник-простак), Виктор Девилль (резонер), Александр Киреев (любовник), Борис Черкасов (2-е роли), Ксения Жегалова (гранд-дама и кокетка), К. Романов (2-й резонер), Варвара Вершинская (суфлер и характерные роли). Павел Дюваль являлся ответственным уполномоченным коллектива, режиссером и одновременно характерным актером.

Также был утвержден и репертуар, труппа выбрала для постановок пьесы: «Отец» Стринберга, «Праздник мира» Га- уптмана, «Анна Кристи» О’Нейля, «Всех скорбящих» Геерманса, «Богомолы и розы» Зудермана, «Поток» Гальбе, «В городе» Юшкевича, «Винирея» Сутугина, «Тайфун» Ленгилля, «Черная пантера» Винниченко, «Снег» Пшибышевского, «Атлантида» Бенуа, «Анафема» Киреева, «Три вора» Аренского.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ

Сейчас трудно восстановить подробности путешествия актеров до места назначения, но картина провинциальных реалий, с которыми столкнулась труппа, довольно подробно описана в отчетах Павла Дюваля театральному руководству.

«…О том, что в Невеле не может все лето существовать коллектив даже в 10 (не только 14) человек, прекрасно знает каждый умеющий считать, но уполномоченный ПОСРЕДРАБИСА Спарский не интересовался этим вопросом, ему было важно заключить договор, и он снял «сарай», ибо Невельский театр – это сарай, без мебели и реквизита. Но как мог Исполком приглашать к себе в город труппу, зная, что ей угрожает «голодовка»?»

«…Обвинить ПОСРЕДРАБИС в том, что он, заключив договор с Невелем, и отправил сюда коллектив, обрек таковой на голодовку, я и мои товарищи не имеем права по той причине, что ПОСРЕДРАБИС, отправляя в провинцию коллективы, имел целью разгрузить большое количество безработных, находящихся у него на учете артистов, принимая для этого все старания, вплоть до выдачи дорожных денег. Виновным лицом, безусловно, является тов. Спарский, который свое посредничество проявил только в том, что заключил договор и этим самым ввел в невыгодную сделку как ПОСРЕДРАБИС, так и актеров».

Павел Дюваль утверждал, что для более-менее сносной жизни в Невеле необходимо зарабатывать на каждого артиста минимум 35 руб. Но местная публика без ажиотажа относилась к постановкам ленинградских артистов. За три спектакля в мае продано билетов на 54 руб. 40 коп. Из этой суммы минусовались налоги и сборы, 6 руб. – за печать комплекта афиш, 2 руб. 20 коп. – за услуги цензора и 1 руб. – за расклейку, 1 – 1,5 руб. – за аренду реквизита. Кроме того, власти не обеспечили артистов бесплатным жильем, и они квартировались за 5 – 10 руб. в месяц.

Для увеличения сбора Павлу Дювалю предлагали ставить популярные на тот момент пьесы, как то «Николай 2-й» и «Заговор империи». Но режиссер считал, что это не спасет положение. Во-первых, максимум можно было бы выручить 40 – 50 руб., которые пошли бы на специальные расходы по постановке пьес (костюмы и прочее). Во-вторых, вся мебель в невельском театре состояла из «двух кухонных столов, семи ломаных стульев, двух венских диванов и пианино».

В одном из обращений в ПОСРЕДРАБИС Павел Дюваль сообщал, что на три последних дня мая в Городке объявлены спектакли, но выехать туда коллектив не может из-за отсутствия средств. На дорогу нужно 15 руб. и 25 руб. для расчета за квартиры в Невеле. Режиссер просил срочно перечислить 40 руб., чтобы не отменять спектакли в Городке: «Одна надежда на Городок, с Невелем же придется кончить, ибо много параграфов договора нарушаются Исполкомом».

Чуть позже Павел Дюваль разделил труппу на два состава. Третий спектакль, состоящий из одноактовых пьес на тему революционно-бытовой сатиры, в Городке играли восемь человек. А шестеро артистов с тем же репертуаром отправились в село Кошелево, расположенное в 21 версте от Невеля.

Вот как описывал Павел Дюваль итоги первых постановок в Городке перед принятием решения о делении труппы: «В Городке были сборы: спектакль «Отец» – 61 руб. 60 коп., спектакль «Праздник Мира» – 35 руб. 90 коп.». С этих сборов коллективу выдано 54 руб. 25 коп. и «оставлено на дорогу всем до Невеля». Также режиссер сообщает, что «мебель и реквизит в Городке есть, и работать два раза в неделю возможно».

Но в начале лета Павел Дюваль просит освободить его от занимаемой должности: «Переезды из города в город сильно  отозвались на моем здоровье, и я совершенно не могу более работать, а посему прошу ПОСРЕДРАБИС освободить как меня, так и жену мою (П. Г. Панину) не позже к 7-му числу июня, думаю, что из 12 человек, оставшихся в коллективе, найдется и уполномоченный, и героиня, т. к. 12 человек слишком достаточно для Городка».

Но начальством просьба не была удовлетворена. Труппа работала двумя составами. Павел Дюваль информировал: «При разделе коллектива уступил 10 актерам лучший город – Городок, а сам остался в худшем – в Невеле». И в очередном сообщении добавлял: «Прилагая при сем отчет по Невелю, ставлю в известность ПОСРЕДРАБИС, что после раздела коллектива на две труппы 10 человек уехали в Городок на постоянную работу, а 4 (я, Панина, Киреев и Рязанцева) пробыли в Невеле до 17-го июня включительно, в период с 1 июня поставили всего два спектакля, после чего решили уехать из Невеля, т. к. вчетвером спектакли ставить нельзя, а выписывать еще актеров значило бы обрекать их на голодовку».

БЛАГОДАРНОСТЬ АРТИСТАМ

При подписании договора власти Городка изначально поставили в известность, что не смогут обеспечить артистам бесплатного проживания и примут меры содействия в предоставлении жилья по приемлемой цене. Документом также предписывалось не позднее чем за пять дней прибыть на место представителю труппы и заняться организационными вопросами. Городокский исполком освободил артистов от повершкового и афишно-плакатного налогов и определил местный сбор не выше 3 % от валового. Артисты обязывались помимо двух обязательных ставить один спектакль для местных профсоюзных организаций со скидкой 50 % от нормальной цены билета (это обеспечивало постоянный наплыв публики из различных организаций как в городе, так и на селе). Труппе оставляли право организовывать бенефисные спектакли с правом повышения цены билета.

Спектакли проходили в Народном Доме им. Ленина, где в партере было 270 мест, на балконе – 60. В последней декаде июля 1925-го ответственным руководителем труппы в Городке был назначен Виктор Девилль.

При всех сложностях гастроли в Городке состоялись и завершились в конце августа. В фондах Центрального государственного архива литературы и искусства (Санкт-Петербург) хранится отзыв Городокского райисполкома Витебского округа БССР в адрес драматической труппы:

«Коллектив ленинградских артистов под управлением и режиссерством тов. Де-Вилля в течение минувшего летнего сезона этого года работал на сцене Городокского театра, причем пьесы, которые им сыграны, отвечали культурным запросам публики, а постановка их всегда отличалась строгой продуманностью и свидетельствовала о добросовестном отношении к своей работе т.т. артистов, а также о большом опыте и знании дела режиссера, что подписями и приложением печати удостоверяется».

Геннадий СИНИЦКИЙ, прозаик, член Союза писателей и Союза краеведов России, Невель.

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *