Дети с инвалидностью и с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолевают многочисленные препятствия на пути интеграции в общество. Преградой для них становится не только отсутствие элементов безбарьерной среды (подъемников в школе, пандусов, усилителей звука и др.) и необходимых специальных инструментов для обучения, но и негативное восприятие этих детей со стороны сверстников и взрослых.
Об инклюзии детям надо рассказывать как можно раньше. Те мысли, которые мы закладываем им в этом возрасте, влияют на мировоззрение и, соответственно, модель социального поведения. Формирование корректного отношения учащихся к детям с ОПФР может стать важным шагом на пути создания общества, в котором каждый будет чувствовать себя полноценным человеком, имеющим равные права со всеми.
Зачастую, ребенок с ОПФР просто заключен в стенах собственного дома, вместе с мамой.
Если в коллективе не принимают ребенка с ОПФР, они лишаются возможности растить в себе человеческие качества, что гораздо важнее удобства и спокойствия. Учеными уже давно доказано, что класс, в котором есть ребенок с особенностями, гораздо лучше развивается и выстраивается в отношениях друг к другу.
Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей. Этот постулат относится к обеим сторонам конфликтов. Но почему-то до сих пор очевидный перевес на стороне людей, которые с недоверием, а иногда с отторжением относятся к идее инклюзии в детских садах и школах. Стоит задуматься, почему так происходит.
Инклюзия начинается с изменения нашего мышления. Нет понятия «они», есть только «мы», и внешние различия не играют никакой роли. Научить считать, писать, читать можно любого ребенка. А вот научить сопереживать, помогать, принимать инаковость, быть добрым и милосердным — это возможно только тогда, когда мы «не рядом», а «вместе». Время неумолимо, наши дети взрослеют, и мы, родители, все больше становимся зависимыми от их внимания и поддержки. И то, какая она будет и будет ли вообще, во многом зависит от того, чему они научились в школе — хорошо считать или искренне сопереживать…