Сложные времена рождают сильных людей

Актуальное Горячая тема Люди и судьбы

Люди, детство которых омрачила война, повзрослели раньше времени. С самых юных лет они понимают ценность каждого дня. Викентий Толкачёв родился в деревне Ястребово, а в 1939 году его семья переехала в деревню Ероненки. Там его отец, мать, старшая сестра и он жили в мире и согласии, пока не началась война. В эти страшные дни отец ушел на фронт, как и все взрослые мужчины, а в деревне практически сразу появились немцы на мотоциклах в поисках провианта.

Викентий Петрович встретил войну в семилетнем возрасте и помнит это лихое время в подробностях. Сейчас ему практически 90 лет, однако его воспоминания до сих пор яркие и тревожные.

– В километре от деревни в лесу расположилась вражеская военная часть. В связи с этим около 60 гитлеровцев постоянно находились в Ероненках, – рассказал собеседник. – Фашисты рубили лес, прокладывали дороги и выстилали их деревянным полотном.

По словам очевидца, вражеские солдаты выселили местных жителей из домов. Вместе с матерью и сестрой Викентий Толкачёв жил в тесной бане, размером три на четыре метра, а в их доме обосновались немецкие связисты.
Мужчина помнит, как его и соседского мальчика двое немцев заставили тянуть через огороды телефонный провод. С огромным трудом ребята протянули его на 1 – 2 км, а потом провод закончился. Один немец поехал за новым материалом, а второй достал карту и стал сверять план распространения сети.

– От осознания, что работать предстоит еще долго, мои чувства вырвались наружу, и я стал горько плакать. Однако вместо сочувствия получил от фашиста удар ногой в живот, – вспоминает Викентий Толкачёв. – Когда я упал и расплакался еще сильнее, немец сжалился, махнул рукой и с криком «Шнель!» показал, что я могу быть свободен. Мне повезло, я убежал, а мой товарищ еще долго тянул вражеский телефонный провод.

В лесу жили партизаны, и самым страшным для сельчан было, чтобы немцы не узнали, если кто-то из местных жителей им помогает. Однажды предатели доложили фашистам, что к одной женщине по ночам за продуктами приходит сын-партизан. Без колебаний гитлеровцы отвезли несчастную мать в Воробьевы горы и расстреляли.
По словам Викентия Толкачёва, бои за освобождение малой родины были тяжелыми. Когда стали подходить войска освободителей, враги заняли траншею около деревни Лопушница.

– В это время мы с семьей и соседями прятались в бункере, где нам пришлось провести двое суток без еды. Потом мать решилась на вылазку и смогла принести немного капусты, – вспоминает участник событий. – Тем временем в бункере становилось всё страшнее, прямо на его крыше разорвались две мины, и с потолка посыпался песок. Мы попросили одного советского солдата, чтобы тот вывел нас за деревню в безопасное место.

Указанные события происходили в декабре 1943 года, вокруг был глубокий снег. Каждый громкий звук казался перепуганным сельчанам смертоносным, и они на всякий случай падали в снег в поисках спасения. Так они дошли до уже освобожденной деревни Стодолище и находились там еще несколько дней, пока советские войска не выбили немцев из траншеи.

– После войны жизнь была сложной, – говорит собеседник. – Есть было нечего, приходилось питаться мерзлым картофелем и лепешками из осоки. Первый урожай картофеля в колхозе стал для изголодавшихся сельчан настоящим праздником.
Отец Викентия Толкачёва погиб на фронте, и вчерашний мальчик стал хозяином в доме. Как и большинство ровесников, он рано начал трудиться, делал это ответственно и от души. Работал в колхозе, выполнял разные задачи. Помнит, как на коне возил сено в Витебск.

Затем три года молодой мужчина служил в армии. Именно тогда он осознал важность дисциплины, старался всеми силами ее соблюдать и поддерживать. При демобилизации Викентий Толкачёв был занесен в книгу почета части за отличную службу. Ему предлагали остаться на сверхсрочную службу, однако он отказался, потому что нужно было помогать своей семье. Вчерашний солдат стал работать водителем в совхозе в деревне Пальминка, расположенном в 8 км от дома.

– На работу приходилось идти через густой лес в темное время суток. Это было страшно, потому что в лесу водились волки, но я их, к счастью, не встретил, – улыбается Викентий Петрович.

Затем мужчина трудился на лесопилке в колхозе по месту жительства. Это время выдалось для него тяжелым: здоровье от работы на холоде подвело, несколько месяцев пришлось лечить заболевание суставов, которое мешало нормально двигаться. Однако мужчина сумел встать на ноги и продолжил трудиться.
Его новым местом работы стал колхоз «Заозерский» в населенном пункте Новый Болецк. Там он выучился на мастера-наладчика, а затем возглавил тракторную бригаду.

– Думал, что это временно, а отработал бригадиром много лет, – рассказывает мужчина. – При мне в совхозе сменилось трое директоров. Третий из них – Ладохин – назначил меня начальником мехотряда и ответственным за полеводство.
Потом была работа водителем автобуса в Городокском аграрно-техническом колледже, а затем – выход на пенсию. Но и после этого мужчина продолжал вести активную жизнь. К тому времени он с супругой уже поселился в Городке в «Доме ветеранов», где соседи выбрали его старшим по подъезду. Неоднократно он помогал им решать хозяйственные, юридические вопросы, имел репутацию отзывчивого и порядочного человека.

– Пока есть силы, в любом возрасте нужно приносить людям пользу, – уверен Викентий Толкачёв. – Я советую каждому жить и трудиться так, чтобы его вспоминали добрым словом. Поменьше лени и побольше дисциплины – тогда успех обеспечен!

Марина ГУДКОВА, фото автора.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *