Об электротравматизме при производстве погрузочно-разгрузочных и с/х работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи

Вниманию граждан!

Несоблюдение правил производства работ в охранных зонах ЛЭП нередко приводит к несчастным случаям, в том числе со смертельным исходом. Важно отметить, что, начиная с 2020 года, значительно увеличилось число повреждений воздушных линий электропередачи (далее – ВЛЭП) при производстве погрузочно-разгрузочных и сельскохозяйственных работ в охранных зонах ВЛЭП и вблизи них, последствиями которых явились электротравмы различной степени тяжести.

— 11.08.2020 в н.п. Оболь Шумилинского района пострадавший производил выгрузку щебня из полуприцепа на расстоянии 10 метров от оси   ВЛЭП напряжением 10 кВ и после производства выгрузки начал движение в сторону оси ВЛЭП  для выезда со стоянки с неопущенным прицепом, который задел ближайший нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове автотранспортного средства. Пострадавший вышел из кабины автомобиля для оценки обстановки и увидев дымящееся колесо полуприцепа, решил  отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При посадке в автомобиль, в результате прикосновения к металлическому корпусу кабины, пострадавший получил электроудар;

— 19.08.2020 в Барановичском районе на площадке складирования и хранения зерна территории сельскохозяйственного предприятия  индивидуальный предприниматель по договору о перевозке грузов осуществлял выгрузку зерна. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛЭП напряжением 10 кВ. Выйдя из автомобиля, пострадавший увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током;

— 01.09.2020 в г. Гомель водитель для выгрузки речного песка установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛЭП напряжением 10 кВ. При подъеме кузова приблизился и зацепил провод ВЛЭП, в результате чего произошел его обрыв с дальнейшим возгоранием самосвала;

— 04.09.2020 в д. Вайниловичи Несвижского района водитель установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛЭП напряжением 10 кВ. При подъеме кузова зацепил провода ВЛЭП. После разгрузки песка вышел из автомобиля для очистки кузова. Заметив дымление задних колес, направился к кабине автомобиля и попав под шаговое напряжение был смертельно травмирован электрическим током;

— 22.09.2020 автомобиль МАЗ под управлением пострадавшего застрял в зерновом поле около д. Браздетино Оршанского района. После буксировки данного автомобиля кормоуборочным комбайном на грунтовую дорогу, автомобиль МАЗ и комбайн, высота которого более 4,5м, остановились в охранной зоне ВЛЭП напряжением 10 кВ, проходящей вдоль дороги, при этом силосопровод комбайна оказался в непосредственной близости к крайнему проводу ВЛЭП. При снятии металлического буксировочного троса с кормоуборочного комбайна водитель автомобиля МАЗ попал под напряжение. Пострадавший получил ожог волновой дугой обеих кистей и передней брюшной стенки;

— 31.03.2021 строительная бригада организации г. Минска,  в составе двух человек, выполняла работы по обшивке здания склада  металлопрофилем с использованием вышки-тура.  При перемещении вышки-тура работники приблизили ее на недопустимое расстояние к проводам ВЛЭП напряжением 10 кВ в результате чего были травмированы электрическим током.

— 03.08.2021 в н.п. Редишено Шкловского района Могилевской области при производстве работ комбайном, принадлежащем ОАО «Новогородищенское», в пролетах опор ВЛЭП вследствие её повреждения (срыв изолятора фазы «А» со штыревого крепления траверсы на опоре) произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам ВЛЭП и попадание под действие электрического тока помощника комбайнера. Прибывшей бригадой скорой помощи была оказана первая помощь, пострадавший доставлен в реанимационное отделение ЦРБ г.Шклова.

— 09.08.2022 в д. Семигостичи, Столинского района, Брестской области несчастный случай с водителем автомобиля, осуществляющим выгрузку шрота рапса на территории зерносклада ОАО «Новая Припять». Подъехав к зерноскладу, он нажал на орган управления подъемом кузова для непосредственной выгрузки перевозимого сырья, а сам вышел из кабины автомобиля для контроля разгрузки. После полной разгрузки кузова автомобиль начал самопроизвольное движение от места выгрузки сырья в сторону BJIЭП с поднятым кузовом. Водитель побежал к кабине транспортного средства с целью его остановки. В то же время автомобиль при движении прикоснулся правым углом кузова к проводу BJIЭП, в результате чего водитель автомобиля попал под действие напряжения. Персоналом прибывшей бригады скорой медицинской помощи пострадавший доставлен в реанимационное отделение ЦРБ с ожогами 45% кожных покровов 1 и 2 степени.

Кроме того, повреждение систем электроснабжения (ЛЭП), как правило, приводит к значительному материальному ущербу, который возмещается субъектом хозяйствования, причинившим данный ущерб, энергоснабжающей организации (владельцу электрических сетей). В соответствии с частью 2 статьи 21.2. «Нарушение правил охраны электрических сетей» Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях — нарушение правил охраны электрических сетей, вызвавшее повреждение электрических сетей или перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией либо причинение иного вреда, влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 25 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 300 базовых величин.

Для обеспечения безопасности производства работ в охранных зонах ЛЭП необходимо строго соблюдать требования действующих технических нормативных правовых актов, в, частности, Положение о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.11.2022   № 794, и ТКП 427-2022 «Электроустановки. Правила по обеспечению безопасности при эксплуатации электроустановок». Все виды работ в охранных зонах ЛЭП должны быть согласованы с владельцем электрических сетей.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *