В книге военного прошлого до сих пор хватает белых пятен. Что-то навсегда останется неизвестным, канувшим в лету, а некоторые частицы памяти удаётся найти, тем самым восстанавливая историческую целостность. Примечательно, что молодое поколение продолжает поиски сведений того времени. В № 92 от 27 ноября 2020 г. мы писали про исследовательский проект «Послевоенное детство: зарисовки из жизни» учащейся 10 класса ГУО «СШ № 1 г. Городка» Е. Никоненко и учителя Т.А. Бульбяниковой. Он был отмечен на областной конференции. Мы предлагаем читателям познакомиться с малоизвестными фрагментами работы Городокского спецдетдома № 4, который действовал в 1944-1961 гг.
Первый детский дом в Городке был открыт в 1918 г. В следующем году возникло ещё 3 учреждения: два по ул. Пролетарской и один по ул. Староневельской. Большинство воспитанников — беженцы с Поволжья, поляки, евреи. В 1933-1939 гг. на Городокщину вновь стали приезжать дети из голодающих районов. С началом войны они были эвакуированы, а детдома на время закрыты.
Здание детского дома в г. Городок 1950-е гг.
Вновь острыми стали вопросы защиты подрастающего поколения и предупреждения беспризорности. Согласно данным из регистрационной карточки детских домов Министерства Просвещения БССР спецдетдом № 4 был открыт 10 марта 1944 г., по адресу ул. Садовая, 26. Учреждение рассчитано на 120 человек, которые должны были разместиться в трёх зданиях. Большинство поступивших — дети от 7 до 13 лет. Для их обслуживания приняты 32 работника, из них — 13 воспитателей. Первый директор — Орлова Анна Митрофановна.
Городокский детдом считался специальным, по воспоминаниям Ефремовой Л. В. туда со всей Беларуси привозили ребят, особо пострадавших в годы войны, чудом уцелевших, спасшихся от смерти. Вниманием и заботой окружались дети фронтовиков, инвалидов войны, погибших бойцов.
Из сведений архива одновременно с заселением детей в зданиях детдома проводился ремонт: отремонтирован фундамент в зданиях, сделаны восемь печей, побелены стены и др. В послевоенные годы нужда в одежде и обуви, мебели была повсеместной. Так и в детдоме не хватало большого количества детских кроватей и обеденных столов. Учебников и наглядных пособий не было, за исключением чернильниц и ручек.
Год за годом условия жизни воспитанников постепенно улучшались. Территория учреждения расширялась, построились прачечная и баня. В 1950 г. появился водопровод, через пару лет — швейная и столярная мастерские. К этому времени приобрели постельное бельё, верхнюю одежду, шерстяные платья и костюмы для мальчиков и девочек, а также необходимые школьно-письменные принадлежности, книги.
Воспитанники детского дома
Много внимания уделялось здоровью опекаемых, подорванному на войне. Врач и медсестра регулярно проводили углубленные осмотры детей и совместно с воспитателями обучали правилам гигиены. Много беседовали о профилактике простудных заболеваний и вреде курения.
Важно отметить, что в этот период для детдомов были повышены нормы калорийности блюд. Воспитанники получали 4-х разовое питание, хотя в 1944-45 гг. нередко существовали трудности с продуктами. Ефремова Л.В. вспоминала: «В детском доме кормили хорошо, давали мясо и овощи по спецзаказу. Некоторым детям выдавались пайки: кусочек хлеба, на который клали консервы. Вода была всегда». В 1955-м в список продуктов добавились конфеты, сухофрукты, какао.
Тот масштаб детского сиротства сегодня страшно даже представить. Важно, что одиноких и брошенных на произвол судьбы ребятишек взяло под опеку государство, а педагоги и воспитатели отогрели их маленькие сердца.
Юлия ПРИЩЕПА.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Т. Бульбяникову и Е. Никоненко.